Главная Мир Linux - сайт кружка информатики Ольховской школы Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 21.11.2017, 16:51
Меню сайта

Разделы здесь
Разные статьи [6]
Технические статьи [4]

Поиск

Форма входа

Google Linux

Новости ПО от iXBT

Сайт живет...

Шутка :)
Вопpос: "Можно ли сообщение "Пpогpамма выполнила недопустимую опеpацию.... обpатитесь к pазpаботчику" считать официальным вызовом в США?

Каталог статей
Главная » Статьи » Разные статьи

Linux в школе: мифы про школу и информатику
Сергей Голубев

Вот уже полгода, как существует пилотный проект по внедрению свободного ПО в общеобразовательные учреждения. Срок немалый, поэтому уже есть все основания говорить о серьезности намерений как государства, так и непосредственных исполнителей.

Поэтому, есть некоторые основания полагать, что прогнозы пессимистов, утверждающих, что вся эта затея приведет исключительно к очередному дележу бюджетных средств с нулевым практическим выходом, не имеют под собой реальной почвы. Впрочем, пока нет причин разделять и точку зрения радикальных оптимистов, считающих, что внедрение в школы свободного ПО приведет к лавинообразному росту если не гениев, то изрядных грамотеев.

Впрочем, разговоры о возможном эффекте напоминают разделку шкуры неубитого медведя. Поэтому, мы не будем опережать события, а поговорим о более насущных проблемах.

Наблюдая за многочисленными обсуждениями, посвященными школьной тематике, приходится констатировать один неприятный факт - люди, даже искренне интересующиеся проблемой, пребывают в плену некоторых иллюзий. Вследствие этого, даже верные логические построения приводят к абсолютно неправильным выводам. Оно и понятно - без адекватного понимания сути вопроса невозможно рассуждать о целесообразности (или отсутствии оной) внесения изменений в учебный процесс.

Разумеется, вины социума в этом нет. Дело в том, что по совершенно непонятным лично для меня причинам, российская школа представляет собой практически закрытый объект. Не верите? Тогда зайдите в тот же Google и попробуйте найти внятную, конкретную и утвержденную соответствующим государственным органом программу по информатике, коль уж речь идет о ней. Вот то-то же.

Поэтому, первым делом рассмотрим наиболее распространенные заблуждения, касающиеся как школы вообще, так и предмета под названием "информатика" в частности.

Необходимо реформировать школьную систему

О том, что российская школа нуждается в срочном и глобальном реформировании, не говорил сегодня только самый ленивый. Мол, отстаем мы от всего цивилизованного мира, надо что-то предпринять для сокращения, а лучше - ликвидации, этого разрыва. Даешь объективный ЕГЭ и всё такое.

Правда, "цивилизованный мир" не столь категоричен по отношению к нашей школе, как мы сами. Например, компания "Боинг" оказывает серьезную материальную поддержку "Московскому центру непрерывного математического образования", который как раз и противостоит всяким модным нововведениям в образовательной сфере, в том числе ее американизации. Общая сумма помощи - сто тысяч долларов.

Не правда ли, весьма странно? Крупнейшая компания США поддерживает тех, кто не на словах, а на деле отвергает якобы самую прогрессивную образовательную систему, принятую в стране идеальной демократии. Почему? Да потому. что "Боинг" уже на себе прочувствовал результаты SAT - американского прообраза ЕГЭ. Вице-президент корпорации Ричард Стивенс по этому поводу сказал, что передать знаний и научить применять их для решения новых задач - это совершенно разные вещи. Действительно, от головы, напоминающей сундук, набитый информацией, пользы практически никакой.

Обратите внимание на то, что "Боинг" - коммерческая компания и ей безразличен цвет кошки - лишь бы мышей ловила. Поэтом, скорее всего, именно она наиболее объективна в оценке ситуации.

Сухой остаток - российская школа если в чем и нуждается, то не в реформировании, а в реставрации. По крайней мере, в области математических и естественно-научных дисциплин. Поэтому, при оценке практически любых действий в образовательной сфере следует исходить из того, насколько они способствуют возврату к классической советской модели обучения. Если это так, то хорошо, если нет - плохо.

Информатику надо отменить

Несмотря на видимый радикализм, подобная точка зрения весьма популярна. Мол, хватит учить детей форматированию текста и изготовлению презентаций. Значительно лучше отдать эти часы преподавателю математики - толку больше будет. С этим трудно не согласиться, однако, сначала разберемся, о чем вообще идет речь и при чем тут информатика.

Дело в том, что массовом общественное сознание связывает воедино две пусть и близких, но все таки различных школьных дисциплины - непосредственно информатику и информационные технологии. Первая - это по сути просто раздел математики. Второе - это и есть тот самый компьютерный ликбез, против которого так настроены радикалы.

Путем простейшей операции по отделению мух от котлет получаем, что против информатики, как таковой, никто ничего не имеет. А вот изучение офисных пакетов и графических редакторов, действительно, разумно вынести за рамки школьной программы, предложив учебным заведениям организовать соответствующие факультативы. Возможно, на платной основе, чем заодно и улучшить материальное положение учителей.

Сухой остаток - информатику, разумеется, отменять не надо. Другое дело - информационные технологии. От такого предмета большой пользы действительно нет. Да и не пристало государственному учреждению, которым является школа, заниматься продвижением программ для сугубо коммерческого использования.

Государство не должно вмешиваться в дела школы

Люди, разделяющие такую точку зрения, как-то умудрились не заметить того, что школа - вообще-то государственное учреждения. Впрочем, давайте временно выбросим это из памяти, а будем исходить исключительно из практического опыта.

В этой связи любопытно взглянуть на отношение нашего государства к свободному ПО вообще. Общеизвестно, что недавно Мининфосвязи предложила "Концепцию развития разработки и использования свободного программного обеспечения (СПО) в Российской Федерации”. Ехидных замечаний на сей счет было предостаточно - мол, наконец-то проснулась родная власть. Хотя дело не в сонливости "верхов", а в банальном незнании предмета обсуждения. Дело в том, что "Рабочая группа по использованию программного обеспечения с открытым кодом в государственных учреждениях России при Министерстве связи и информатизации РФ” была организована еще в 2003 году. И целых пять лет вела себя в полном соответствии с пожеланиями критиков государственного вмешательства в дела бизнеса. И что?

Вот простой пример. Прикиньте, во сколько обходится отечественному бизнесу знаменитая программа "1С:Бухгалтерия". Разделите эту сумму на два. Вероятнее всего, этих средств будет вполне достаточно для создания свободной программы бухгалтеркого учета. И где она? Нету.

Вот это и есть сухой остаток. Если за дело не возьмется государство, то за него не возьмется никто. Таковы наши печальные реалии.

В школе будут изучать Linux

Опять же, объясняется это заблуждение исключительно невнимательным прочтением документации, сопровождающей пилотный проект. Ни о каком изучении Linux там речь вообще не идет.

Не будут ученики изучать Linux. Как, впрочем, до этого они не изучали Windows. Проект предусматривает только использование свободного по на уроках информатики и информационных технологий. И не более того.

Суть идеи в том, что программировать на "Паскале" (или учиться писать красивые служебные записки) - задачи платформонезависимые. В этом смысле никакой разницы между Linux и Windows нет - как по процессу, так и по результату. Так какой резон платить больше?

Разумеется, можно долго рассуждать о побочных эффектах, о создании рабочих мест и поддержке отечественного разработчика. Но не это является основной задачей проекта, направленного исключительно на экономию средств школы.

Тут важно заметить, что сами учебные заведения в ближайшем будущем будут поставлены перед очень непростым выбором: либо использовать свободное ПО, либо самостоятельно изыскивать средства на приобретения коммерческого. Вероятнее всего, значительная часть все-таки предпочтет первое. И задача государства - предложить им готовое решение. Чем, собственно, и занимаются участники пилотного проекта.

Сухой остаток - в школе вообще не изучают операционные системы. По крайней мере на том уровне, когда можно говорить о получении каких-то реальных знаний.

Учителя не справятся с настройкой системы

Это, пожалуй, одно из самых серьезных замечаний. Причем, сторонники такой точки зрения ссылаются на зарубежный опыт. Мол, в Бразилии уже пытались перевести школы на Linux и особых успехов не достигли. В первую очередь по указанной выше причине.

Однако, это именно тот вопрос, к которому следует подойти максимально формально. Прежде всего, давайте вспомним, что должен знать и уметь обычный школьный учитель информатики. Работать с текстовыми и графическими редакторами, программировать либо на "Паскале", либо на "Бейсике", неплохо разбираться в математике... Если где-то это не так, то следует констатировать неутешительный факт - в данной конкретной школе учитель информатики де-факто отсутствует вообще (то есть, наличествует только на бумаге, а не на деле). Понятно, что пользы от его уроков не будет вообще - ставь на компьютеры хоть Linux, хоть Windows, хоть Solaris на пару с OS/2. Но очевидно, что к свободному ПО эта проблема никакого отношения не имеет.

Однако, в школах, где в этом плане все в порядке, "не смогут" запросто трансформируется в "не захотят". То есть, не пожелают тратить свое время на смену платформы за те деньги, что получают.

Конечно, сейчас положение с зарплатой работников сферы образования потихоньку выправляется. У меня есть знакомый преподаватель информатики - грамотный учитель, служащий в благополучной небедной школе. Получает около 30 тыс. рублей в месяц - для большинства его коллег сумма практически нереальная.

Однако - шесть дней в неделю по шесть-семь уроков, не считая факультативов. Если кто-то имел опыт преподавательской работы, то согласится, что нагрузка не просто чрезмерная, а выходящая за все разумные рамки. Человека, который выдержит такой график в течении хотя бы года, можно без экзаменов принимать в отряд космонавтов.

Он работает в Windows. И не потому, что не сможет разобраться с Linux. У него просто нет на это времени.

Сухой остаток этой части - пока зарплата учителя не будет сравнима с доходами девочки, сидящей под вывеской "Обмен валюты", наивно говорить о каких-то переменах к лучшему в системе образования. Но трудность освоения Linux тут никаким боком.

Что имеем в результате?

Во-первых, мы имеем практически первый за все постсоветские годы масштабный проект, относящийся к математической дисциплине. Хочется верить, что это - первая ласточка, свидетельствующая о возврате к традиционной для нас системе образования.

Во-вторых, Linux все-таки более располагает к программированию, а не к изучению графических редакторов. Опять же, весьма приятно по причине, изложенной несколькими строками выше.

В-третьих, за дело взялось государство. Как бы мы его не ругали (а кто и когда хвалил власть?), но это хотя бы какая-то гарантия того, что будет получен положительный результат.

В-четвертых, школа вовсе не собирается заниматься нереальной для нее задачей по подготовке администраторов Linux-систем. Ее задача - дать ученикам какие-то базовые знания и умения.

А вот в-пятых получается не слишком оптимистичным. В-общем, надо повышать зарплату учителям. Впрочем, может быть именно на это пойдут средства, сэкономленные благодаря переходу с Windows на Linux. Поживем - увидим.




Источник: http://citkit.ru/articles/807/
Категория: Разные статьи | Добавил: Rajvo (08.03.2011) | Автор: Сергей Голубев W
Просмотров: 1990 | Комментарии: 2 | Теги: Linux, Linux в школе, Линукс, информатика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
К тому же, на эту Информатику получен гриф учебника:

Рекомендовано федеральным государственным бюджетным образовательным
учреждением высшего профессионального образования "Московский
государственный технический университет им. Н.Э.Баумана" в качестве
учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
направлению подготовки 15.03.01 "Машиностроение".

Регистрационный номер рецензии 2834 от 01.07.2014 МГУП.

1  
Пока вы дискутируете, вышла книжка по Информатике в издательстве ДМК пресс: Информатика с Linux
ISBN 978-5-94074-766-6 твёрдая обложка, цветное издание.
Содержание говорит само за себя. (найдёте на сайте издательства, полистаете в книжных магазинах)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Случайный опрос
Ubuntu - это Linux?
Всего ответов: 15

Links
  • ПК-ностальгия
  • Сайт Ольховской ООШ
  • Сайт Покровской школы
  • Русская информация об ОС Linux
  • Linux в школе

  • Случайная картинка

    Наш таймер

    Статистка

    Тэги