Главная Мир Linux - сайт кружка информатики Ольховской школы Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 19.04.2024, 17:42
Меню сайта

Разделы здесь
Разные статьи [6]
Технические статьи [4]

Поиск

Форма входа

Google Linux

Новости ПО от iXBT

Сайт живет...

Шутка :)
Для поколнников сериала IT Crown:
- А вы пробовали выключить и включить?..

Каталог статей
Главная » Статьи » Разные статьи

Linux в школе: в чем же выгода?

Сергей Голубев

В советские времена в легендарной "Литературке" была рубрика "Если бы директором был я...". Там публиковались иногда бредовые, а иногда весьма дельные предложения читателей, которые сами себя мысленно переместили в кресло руководящего работника. Предлагаю поиграть в ту же игру.

Представьте, будто вы — директор обычной российской общеобразовательной школы. И за предстоящее лето вам предстоит решить вопрос с информатикой. То есть, выбрать такую платформу, которая будет полезней для учебного заведения.

Дабы сделать задачу разрешимой в принципе, примем некоторые допущения. Допустим, в вашей школе работает вполне грамотный учитель информатики, болеющий за свое дело и хорошо его знающий. Также предположим, что материальное состояние возглавляемого вами учреждения не настолько ужасающее, что каждый рабочий день вы начинаете со слов "будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса".

В общем, хотя покупка школьного автобуса марки "Мерседес" в ваши планы не входит, но окна в здании целы и двери могут закрываться без участия плеча и швабры. И компьютерный парк не состоит из машин, появившихся в школе только потому, что кому-то было жалко их выбросить.

И еще одно важное замечание. Забудем на какое-то время о мировой скорби и государственном мышлении. Первое нам все равно не по зубам, а второе лучше демонстрировать в другом месте и при иных обстоятельствах. Принимать во внимание будем исключительно крестьянский интерес, а именно — что получит от Linux вполне конкретная отдельно взятая школа, директором которой мы себя и вообразили.

Заодно, кстати, разберемся и с другим не менее важным вопросом. А именно — поймем, что же может дать школе Linux и как лучше реализовать на практике потенциальные преимущества свободного ПО.


Качество образования


Это, разумеется, самое главное. Если ученики получают хорошие знания, то для школы это и моральное удовлетворение, и престиж, и много чего еще. Поэтому, начать имеет смысл именно с этого критерия. Если вдруг обнаружится, что Linux благотворно скажется на учебном процессе, то размышления можно заканчивать, поскольку остальное уже не имеет значения.

Первое, что приходит на ум — это слова Александра Михайловича Поносова о том, что школа перейдет на Linux и будет готовить гениев. Правда, знаменитый директор сепычской сельской школы — учитель истории, а не информатики, поэтому безоговорочно полагаться на его суждения не стоит, хоть и очень хочется. Тем более, что аналогичного мнения придерживаются многие.

В 2005 году на партнерском форуме Microsoft (наверняка многие помнят вызвавший кучу споров прозвучавший там доклад "Мифы об OSS") я беседовал с одним человеком, занимающий не самый маленький пост в этой корпорации. Разговор был не совсем официальным, поэтому фамилию не называю по соображениям журналистской этики. Он прямо заявил, что считает использование Linux в учебном процессе крайне разумным делом, поскольку это способствует повышению уровня образования, в чем крайне заинтересован и сам софтверный гигант, ибо не прочь пожать плоды в виде хороших программистов.

Обратите внимание — мой собеседник говорил не о средней школе, а о высшем учебном заведении. В этом случае все понятно. Коль исходные тексты доступны, то можно учиться программировать, имея перед глазами хорошие примеры в виде кода реально работающих приложений.

Но насколько это будет полезно при изучении алгоритма сортировки массива методом "пузырька"? Интуиция мне подсказывает, что не очень. Грамотный учитель прекрасно обойдется и без этого, а о неграмотном мы решили не говорить — обсуждать проблему подготовки кадров для средней школы (безусловно, очень важную) в наши задачи сейчас не входит.

Конечно, чисто теоретически было бы любопытно предложить школьникам рассмотреть некоторые простейшие фрагменты популярных свободных программ. Но для этого надо их сначала найти, чем учитель уж точно не будет заниматься. Хотя, думаю, не откажется от такого подарка, если Linux-сообщество решит проделать всю работу. Мечты, мечты...

Что касается информационных технологий, то и тут никакого выигрыша от использования свободного ПО не наблюдается. Изучать приемы сложного форматирования можно что в MSWord, что в OpenOfice.org Writer. Если от этого и есть какая-то польза для школьника, то она одинакова в обоих случаях.

То есть, никакого заметного выигрыша для качества учебного процесса от применения свободного ПО не будет. С другой стороны — проигрыша также не предвидится. Этот критерий целиком и полностью определяется личным талантом преподавателя и ничем больше.

Конечно, можно попытаться поискать зависимость между знанием Linux и уровнем подготовки учителя. Но наверняка это закончится тем, что желаемое будет выдаваться за действительное путем интенсивного притягивания за уши чего-нибудь, взятого исключительно с потолка.

Конечно, есть один фактор, который нельзя сбрасывать со счета. Linux — система, предназначенная скорее для технарей, а не для гуманитариев. Ее использование способно разбудить в школьнике желание самому разобраться с тем, как там все устроено внутри. Это, безусловно, большой плюс. Но он носит слишком общий характер, поэтому вряд ли применим к отдельно взятой школе.

Таким образом, сам по себе переход на Linux вряд ли сильно скажется на качестве преподавания информатики и информационных технологий. Ни в положительную, ни в отрицательную сторону. По крайней мере, ярко выраженной линейной зависимости тут не наблюдается.


Удобство настройки компьютеров и сети


Конечно, по здравому рассуждению, школе этот вопрос должен быть малоинтересен. В том смысле, что решать его должна не она, а какая-нибудь централизованная служба, функционирующая при районных и городских комитетах по образования. Но это все в мечтах, на практике же засучивать рукава придется именно учителю информатики. Максимум, что он может — задействовать в этом процессе некоторых особо грамотных учеников. Из этого и будем исходить.

При правильно выбранном дистрибутиве установка системы — сплошное удовольствие. Если нет каких-то субъективных предпочтений, то проще всего взять продукт, уже адаптированный к нуждам средней школы. Их полный список находится на странице http://linux.armd.ru/ru/distros/.

С точки зрения экономии времени главное достоинство Linux при установке на отдельный компьютер заключается в том, что после первой же перезагрузки пользователь получит практически готовую систему — никаких дополнительных дисков с драйверами ему не потребуется. Да и с прикладными программами попроще — как правило, все необходимое уже будет установлено.

Отдельный вопрос — поддержка "железа". Но для школы он не слишком актуален. Вряд ли учитель информатики сильно расстроится, если узнает, что возможны проблемы с подключением звуковой карты Audigy X-Fi — в учебном процессе она не слишком нужна.

Периферия в виде принтеров-сканеров? Опять же, не так страшен черт, как его малюют. К тому же такие устройства покупаются в количестве одна штука на школу и совсем не в кабинет информатики. Да, на уроках "Информационых технологий" можно занять учеников практической работой с устройствами ввода-вывода, но даже при полном отсутствии нужного для этого "железа", учитель найдет, чем занять учеников. И вполне вероятно, с большей для них пользой.

В конце концов, перегонять картинки с мобильника на мобильник школьники научились сами. Поэтому и со сканированием домашнего фотоальбома у них вряд ли возникнут какие-то проблемы, если вдруг приспичит это сделать.

Установка Linux на несколько машин также достаточно проста. Тут и клонирование, и инсталляция по сети. А если региональное школьное начальство решит не пассивно взирать на происходящее, а поучаствовать в процессе, то в кооперации с провайдером оно может организовать в местной локальной сети репозитории используемых дистрибутивов со всеми вытекающими отсюда плюсами.

Конечно, некоторые технические заморочки тут возможны, но мы пока о них говорить не будем. Все-таки в данный момент мы подходим к проблеме не как тактики, а как стратеги. С рабочими станциями, таким образом, более-менее разобрались. И пришли к выводу, что их развертывание — процесс не более сложный, чем в случае применения Windows. А напротив — проще и быстрее.

Пришло время подумать о сервере. Конечно, Linux — прекрасная серверная платформа. Но тут есть один нюанс. Понятно, что построение производительной, безопасной, эффективной, удобной и т.п. системы требует высокой квалификации независимо от используемой ОС. А вот "побыстрее и лишь бы работало" — это уже епархия Windows. Именно за это ее любят и ценят. Увы, часто в школе выбор делается именно по этому критерию. Наверное, это плохо, но что есть, то есть.

Однако, давайте посмотрим на проблему несколько с другой стороны. А зачем школе вообще нужен сервер? Как правило, функций у него всего две — шлюз для выхода в интернет и инструмент для организации общего доступа к файлам. Остальное —от лукавого. Задача, таким образом, радикально упрощается.

Одно из возможных решений — использовать специализированный дистрибутив для быстрого развертывания сервера класса SOHO. Например, производства компании ALTLinux. Управлять системой можно через удобный веб-интерфейс, не прибегая к командной строке.

Но есть и более элегантные, с моей точки зрения, способы. Например, не морочиться с организацией сервера вообще, а купить готовый роутер и несколько хабов. Кстати, есть модели, оснащенные USB-портами — подключай внешний диск, и место для хранения файлов готово.

Пример — ASUS WL-500g Premium. Работает он, кстати, под управлением Linux и к нему имеется прекрасная альтернативная прошивка. Управлять им можно как через веб-интерфейс, так и зайдя в систему посредством SSH. К тому же, наиболее любознательным школьникам будет наверняка интересно посмотреть на то, как выглядит "изнутри" встроенная в устройство операционная система.

Казалось бы, вариант явно избыточен, поскольку точка беспроводного доступа школе, вроде, не особенно нужна. Однако, и тут есть возможность для маневра.

Например, можно предложить родителям приобрести для школьника недорогой ноутбук из серии Asus Eee. В России они уже продаются, и думаю, что централизованный заказ от школы — хорошее условие для получения скидки. По крайне мере, роутер с внешним диском может запросто достаться школе в качестве подарка от поставщика субноутов.

Итак, как мы видим, нет никаких причин бояться Linux. Напротив, применение открытых систем позволит существенно разнообразить внеклассную работу с наиболее грамотными в техническом отношении учениками. Это особенно актуально для учебных заведений небольших городов — слухи о том, что школьники побеждают на каких-то конференциях, что дает им определенные преимущества при поступлении в ВУЗ разойдутся быстро. Извлечь из этого выгоду — дело техники.

Поэтому, с миграцией лучше не затягивать. Ведь другие директора школ тоже не в потолок плюют, а сливки соберет тот, кто сделает это раньше всех остальных.


А как же деньги?


Вот мы и подошли к самому насущному вопросу, который волнует современную российскую школу чуть ли не больше всего. Будет ли от Linux хоть какая-то экономия? А если будет, то какая?

Поскольку директор школы — это скорее управленец, нежели главный педагог, то посмотрим на предмет с сугубо коммерческих позиций. Помня, что в бизнесе весьма ценится такая простая штука, как предсказуемость. То есть, если платить, то надо точно знать — кому и сколько. Причем, не только сейчас, но и в более-менее долгосрочной перспективе.

Поэтому начнем с рассмотрения альтернативы Linux — пакета "Первая ПОмощь 1.0". Уже многие школы получили его, не заплатив ни копейки. Так что же это такое —подарок от власти и бизнеса, или та самая пресловутая бесплатная первая доза? Отправляемся на сайт http://shkola.edu.ru и начинаем разбираться. 

Первое, что бросается в глаза — рубрика "Программа дня". Разумеется, для школы, что вроде бы вытекает из тематики ресурса. В этом качестве нам предлагается не что-нибудь, а аж Microsoft Vista Business Edition Upgrade.

Смотрим на календарь. Нет, сегодня точно не первое апреля. Тогда приходим к выводу, что чувство реальности потеряно либо нами, либо руководителями проекта "Первая ПОмощь". Потрогали кончик носа, вспомнили фамилию президента, убедились, что штаны одеваем не через голову. С себя подозрения можно снимать. Остается второй вариант.

Конечно, в состав диска "Первая ПОмощь" Windows Vista не входит. По крайней мере, пока не входит. Но неспроста же на сайте проекта появилась эта ссылка, к тому же эта система входит в опубликованный там же "Список программных продуктов", наряду с Windows 2000 и Windows XP. Не получится ли так, что через некоторое время две последних ОС незаметно исчезнут, а останется только один прожорливый монстр?

С Windows XP, между прочим, тоже не все понятно. Microsoft сообщает, что срок стандартной пользовательской техподдержки закончится весной 2009 года. А что потом? Если постараться обойтись без фантазий, а использовать только известные нам факты, то впереди — полная неопределенность. Конечно, софтверный гигант может сделать ислючение для учебных заведений (тем более, что для бизнеса и софтверных разработчиков срок техподдержки продлен до 2014 года), а может и не сделать. По крайней мере, никаких имеющих юридическую силу гарантий мы не имеем. Так может быть, не просто так Windows Vista оказалась среди программных продуктов, предлагаемых проектом "Первая ПОмощь"?

Теперь вспоминаем, что халява за счет федерального бюджета имеет вполне конкретный и заранее объявленный срок. По его истечении за все нужное школам ПО будет платить местная власть из собственных средств.

А поскольку мы уже давно вышли из детского возраста, то в сказки не верим. И понимаем, что спасение утопающих — забота самих утопающих. В-общем, изыскивать возможности придется скорее всего самим, поскольку в местном бюджете их наверняка не окажется.

Причем, пока даже непонятно, сколько денег нам понадобится. Конечно, для продукции Microsoft есть академическая лицензия. А на все остальное? И не передумают ли производители, понимая, что подсевшей на их продукцию системе образования банально некуда деваться? Ведь договора с фиксированный ценой хотя бы на десять лет вперед нам никто не дает.

Еще бы ничего, если бы речь шла о разовой покупке (или разовом подарке). Прислали диски, и пользуйся всеми программами до скончания века. Но нет — условия подписки требуют пусть небольших, но регулярных выплат.

Кстати, а почему небольших? Это они сейчас небольшие, согласно заявлениям самих производителей. А какими они станут завтра, вследствие падения каких-нибудь акций и вступления какого-нибудь небесного светила в какую-нибудь нехорошую фазу?

Конечно, условия как-то озвучены, и надо верить представителям серьезного бизнеса. Но как бы после таких рассуждений не стать членом общества обманутых вкладчиков, которым в свое время тоже кто-то что-то обещал.

Сопоставляем факты. Microsoft сделала окончательный выбор в пользу Windows Vista. Проект "Первая ПОмощь" называет эту ОС программой дня. На школьных машинах сие чудо работать не будет. А обновление машинного парка обойдется в очень даже заметную копейку, которой у школы все равно нет.

Разумеется, я никоим образом не утверждаю, что именно так все и будет. Но как один из возможных вариантов развития событий предлагаю учитывать и этот — самый пессимистичный. В конце концов, постилание соломки в место вероятного падения еще никому никогда не вредило. Лучше прослыть параноиком, чем сломать себе шею.

При этом, мы пока говорим только о компьютерах, стоящих непосредственно в помещении школы. А учителя и ученики? Захотят ли они платить хоть сколько-нибудь, чтобы иметь возможность готовиться дома к занятиям и решать домашние задания по информатике и информационным технологиям?

Конечно, от всего этого можно отмахнуться. Мол, мало директору школы головной боли, так еще и о чужих проблемах думать. Можно, но это будет весьма опрометчиво.

Правовая грамотность населения, а особенно его молодой части, растет буквально на глазах. Уже сегодня на форумах можно найти темы, где люди интересуются, можно ли давать им задания, предполагающие использование платного ПО, не предоставляя одновременно лицензию на его использование. И что скажет по этому поводу наше строгое, но справедливое правосудие, если спросить его об этом в письменной форме?

Пока этот вопрос задают только студенты. Но кто поручится, что завтра его не зададут школьники? Причем, именно так, как обещают — в виде заявления, направленного соответствующему государственному органу.

Конечно, о размере этой проблемы в рублях и копейках пока говорить сложно. Но наверняка отделаться легким испугом уже не получится. Сплошной пассив — и по деньгам, и по нервам.

Если же выбрать Linux, то описанных выше проблем не существует изначально, о чем позаботились авторы GPL. Не накажут, не привлекут, не взыщут. Причем, гарантированно.

Каждому учителю и школьнику выдается компакт-диск с дистрибутивом на совершенно законном основании. Пусть устанавливают и пользуются.

Не смогут? Скорее всего, авторы таких замечаний просто ни разу не держали в руках современного дистрибутива системы Linux. Им можно посоветовать только скачать тот же "Линукс Мастер" выпускаемый ALTLinux и рекомендованный для применения в школах. А потом конкретно и предметно изложить свои претензии. Если они, конечно, появятся.

Разумеется, никто не собирается препятствовать школьнику, пожелавшему установить Windows ради поиграть. Но — на свой страх и риск. Мотивация "а мне для учебы надо" тут никак не прокатит, а стало быть — со школы и взятки гладки. По крайней мере, в юридическом смысле этого слова.

Таким образом, расходы для школы, выбравшей Linux — практически ноль. В самом плохом варианте, если местные власти не смогут (или не захотят) организовать для учителей бесплатные курсы, придется воспользоваться платными. Но цены там не слишком высокие, к тому же деньги будут вложены в своего сотрудника, а не отданы чужому дяде.

Кстати, наверняка в рамках пилотного проекта подобные курсы будут проводиться. А, поскольку деньги на это уже выделены, то скорее всего они будут бесплатными. Думаю, школам других регионов, которые проявят инициативу и захотят "присоседиться", отказа не будет. Еще один аргумент в пользу того, что надо поспешить.

А вот смогут ли коммерческие фирмы предложить более выгодные условия? Теоретически — да. Если будут доплачивать школе за то, что она рекламирует их продукцию, заранее приучая к ней учащихся. Но вряд ли они на это согласятся.


Подведем итоги


Итак, что же мы получили в результате? Во-первых, переход на Linux никак не снизит качество образования. А может быть, даже повысит. Во-вторых, проблем с "железом" у школы не прибавится, а скорее всего, наоборот. И в-третьих, налицо явная материальная выгода.

Стало быть, переход на полностью свободное ПО — дело однозначно хорошее. Причем, как это водится, максимум пользы извлекут те, кто не будет с этим затягивать. По крайней мере, если бы директором был я, то именно так бы и поступил.



Источник: http://citkit.ru/articles/825/
Категория: Разные статьи | Добавил: Rajvo (08.03.2011) | Автор: Сергей Голубев W
Просмотров: 2048 | Комментарии: 1 | Теги: Линукс, Линукс в школе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Случайный опрос
Мнение...
Всего ответов: 9

Links
  • ПК-ностальгия
  • Сайт Ольховской ООШ
  • Сайт Покровской школы
  • Русская информация об ОС Linux
  • Linux в школе

  • Случайная картинка

    Наш таймер

    Статистка

    Тэги